Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или )психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

В соответствии с п.28 ст.2 "Федерального закона "Об образовании в Российиской Федерации" №273-ФЗ адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Важнейшим составляющим условий для лиц с ОВЗ является следующее:

-учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;

-создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях  группы, так и вне её.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 48 «Соушка» города Смоленска осуществляется образование детей-инвалидов в условиях общеобразовательных групп, предусматривающее создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.​

Особые образовательные потребности, условия и особенности работы с  обучающимися с ОВЗ отражены в адаптированных образовательных программах. Использование специальных технических средств  - не требуется.

Контактные данные лица, ответственного за организацию работы по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения-

Кухарская Марина Константиновна, старший воспитатель. Телефон (4812)38-15-99

Ответственный сотрудник прошёл соответствующее обучение по программе «Подготовка специалистов предприятий и учреждений социальной инфраструктуры по сопровождению инвалидов в помещении организации», в объеме 16 часов в октябре 2022 года.

Инклюзивное образование:

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получе­ние образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к  недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Основные принципы (применительно для детей с ОВЗ)

  • Поддержка разнообразия детства
  • Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека
  • Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

  • Создание соответствующего образовательного пространства
  • Создание программно-методического обеспечения
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Создание дидактического обеспечения
  • Образовательное пространство для детей с ОВЗ
  • Безопасная среда жизнедеятельности
  • Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя- логопеда,  кабинет педагога- психолога)
  • Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
  • Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
  • Основная образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
  • Протокол ПМПК
  • Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
  • Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
  • Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования

  • Обязательная зона коррекции
  • Уголок уединения
  • Индивидуальное авторское пространство ребенка
  • Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Дидактическое обеспечение:

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
  • Для коррекции освоения содержания образовательной программы
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
  • Формирование общей культуры воспитанников.

Объекты для проведения практических занятий

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

  • Создание соответствующего образовательного пространства
  • Создание программно-методического обеспечения
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Создание дидактического обеспечения
  • Образовательное пространство для детей с ОВЗ
  • Безопасная среда жизнедеятельности
  • Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинет врача, учителя- логопеда,  кабинет педагога-психолога)
  • Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
  • Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
  • Образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
  • Протокол ПМПК
  • Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
  • Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
  • Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования

  • Обязательная зона коррекции
  • Уголок уединения
  • Индивидуальное авторское пространство ребенка
  • Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Дидактическое обеспечение:

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
  • Для коррекции освоения содержания образовательной программы
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций

1 – кабинет учителя-логопеда;

2 -  музыкальный зал;

2  – «Центр экспериментирования» (детская лаборатория);

3 – участки групп;

4- музей;

5- огород с клумбами и грядками;

6- спортивная площадка.

Библиотека

В каждой возрастной группе организован "Центр книги", который пригоден для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Спортивные объекты

 Информация о наличии для использования инвалидами и лицами с ОВЗ спортивных объектов: спортивный зал, спортивная плащадка.

Средства обучения и воспитания

Сведения о средствах обучения: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, музыкальный и спортивный зал, методический кабинет.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания МБДОУ "Детский сад № 48 "Совушка" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Укажите, что тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации  – отсутствуют.

Специальные условия питания

МБДОУ "Детский сад № 48 "Совушка" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

 Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, медицинская сестра.

Доступ к информационным системам

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронных образовательных ресурсах, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка»: адаптация официального сайта объекта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих)

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронных образовательных ресурсах, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка»: адаптация официального сайта объекта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих)

В детском саду используются электронные ресурсы для обучения воспитанников с ОВЗ:

- Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/

- Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/

- Министерство образования и науки Смоленской области https://edu.admin-smolensk.ru/

- Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

Специальные технические средства обучения

Средства обучения  в наличии сада:

На группах для детей с тяжелыми нарушениями речи
1. Для индивидуального пользования: зеркала, дыхательные тренажеры, логопедический стол, вестибулярная пластинка с бусинкой
2. Для коллективного пользования: магнитная доска, магнитофон, интерактивная доска, моноблок.

Развитие общих речевых навыков.

Музыкальные инструменты, мяч, карточки с условными обозначениями ритмических структур, счетные палочки, свистульки, игрушки на развитие дыхания, предметные картинки, зеркала (большое настенное и

индивидуальные);

«Высоко – низко», «Тихо – громко», «Ритмическое эхо»,

«Телеграфист», «Горячий чай», «Забей мяч в ворота»,

«Задуй свечу», «Снежинки», «Эхо», «Ниточки», «Три медведя», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вопрос – ответ», «Укладываем куклу спать»,

«Немое кино» (интонационн. выразительность речи),

«Cтупеньки», «Веселые молоточки», пиктограммы, картотека психогимнастики.

Развитие артикуляторной и мимической мускулатуры; мелкой и общей моторики, конструктивного праксиса.

Карточки с артикуляционными профилями, картотека артикуляционной гимнастики для различных

фонетических групп звуков, картотеки пальчиковой гимнастики и речи с движением, мячи, трафареты для обводки, штриховки, карандаши, коробочки для раскладывания мелких предметов, шнурки, детали для шнуровки, пальчиковые игрушки, зеркала (большое настенное и индивидуальные); «Где мы были, мы не

скажем, а что делали - покажем», «Посмотри и повтори»,

«Ловкие пальцы», «Пальчики здороваются», «Продолжи ряд», «Дорисуй букву», «Расскажи стихи руками»

Развитие психических функций.

Игрушки (образные, звучащие) картинки с изображением различных предметов, разрезные картинки,

рисунки с лабиринтами, карточки с изображением контурных, наложенных, перечеркнутых предметов, карточки «четвертый лишний», счетные палочки, картинки «нелепицы», пазлы с буквами, карточки с изображениями букв с недостающими элементами, зашумленными буквами,

«Запомни и найди», «Кто внимательный?», «Кто где стоит?», «Лото», «Найди и назови», «Расставь по местам», «Собери букет», «Телефон», «Чего не стало?»,

«Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что нарисовано?», «Что перепутал

художник?», «Угадай-ка», «Найди ошибки», «Заплатки».

Формирование фонетико- фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза, звукопроизношения.

Слоговые таблицы, слоговые пазлы, длинные и короткие полоски, красные, синие, зеленые кружочки, счетные палочки, графические схемы, слов, слогов, звуковые ребусы, настольные игры. «Хлопушки», «Слушай, запоминай, повторяй», «Повтори, как, я», «Телефон»,

«Эхо», «Добавишь звук, изменишь слово», «Кто больше составит слов?», «Слово рассыпалось», «Отгадай слово».

«Игровизор», «В гостях у бабушки Азбуки»

«Шифровальщики», «Чей улов больше?», , Разложи картинки», «Наведи порядок», «Куда спешат звери?»,

«Слоговой аукцион», «Угадай- ка», «Звуковой лабиринт», «Лото», «Посмотри и назови», «Игры- ходилки»

Формирование лексико- грамматической стороны речи и развитие связной речи.

Предметные картинки по лексическим темам, сюжетные картинки, образные игрушки, настольно-печатные игры; карточки с изображением геометрических фигур и их частей, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершённым действием; картинки – карточки – загадки, картинки предметные, с

изображением природных явлений, растительного и

животного мира, столы для занятий с детьми, магнитная доска, «Волшебник», «Волшебные картинки», «Договори словечко», «Закончи предложение», «Исправь ошибку»,

«Великан и гномик», «Кто больше?», «Кто что делает?»,

«Логопедические кубики», «Назови лишнее слово»,

«Назови, сколько?», «Один – много», «Опиши предмет»,

«Помоги Незнайке», «Посчитай», «С чем корзинка?»,

«Угадай по листику дерево», «Чудесный мешочек»,

«Чудо-дерево», «Угадай профессию», «Вопрос – ответ»,

«Вставь пропущенное слово», «Ждём гостей», «Живое – неживое», «Летит – плавает – ползает», «Назови нужное слово», «Назови похожее слово», «Полезные животные»,

«Продолжи словесный ряд», «Скажи наоборот», «Что общего?», «Ответь полным предложением», «Разложи и расскажи», «Собери предложение», «Придумай название бульвару, площади», «Скажи со словом…», «Юный

художник»,

«Букашки – ромашки», «Кто мы такие?»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Оборудование и материалы:

Печатные буквы, кубики с буквами, азбука букв и слогов, длинные и короткие полоски, красные, синие, зеленые кружочки, счетные палочки, шнурки, трафареты букв, графические схемы предложений, слов, слогов, карточки с изображениями букв с недостающими элементами, зашумленными буквами, звукобуквенные ребусы,

графические схемы слогов, слов, предложений, трафареты букв, карточки с изображением букв с недостающими элементами, букв, неправильно расположенных в пространстве; печатные буквы. Игры и игровые упражнения:

«В гостях у Слыша и Буковки», «Добавишь букву, изменишь слово», «Кто больше составит слов?», «Слово рассыпалось», «Шифровальщики», «Чей улов больше?»,

«Школа», «Отгадай слово».«В гостях у бабушки Азбуки», «Угадай- ка», «Учитель – ученик».

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад № 48 "Совушка" отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МБДОУ "Детский сад № 48 "Совушка" не предусмотрено

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie